ВИА – ретро или современность?

 

    Не так давно я, будучи в Петербурге, зашёл проведать моего давнишнего товарища и коллегу, создателя известнейшего ленинградского ВИА «Поющие гитары» Анатолия Николаевича Васильева. Мы разговаривали о многом, но постепенно наша беседа вошла в русло воспоминаний, и, естественно, мы стали вспоминать молодые годы и время начала в СССР эры Вокально-инструментальных ансамблей. 

 

 

Я в гостях у Анатолия Васильева

 

    Анатолий Николаевич рассказал много интересного о создании его любимого детища, сообщил несколько новых  деталей и нюансов, о которых я не знал. Мы просматривали видео, слушали записи, вглядывались в старые фотографии… И мне было приятно увидеть его старое фото с саксофоном в руках – это всё та же джазовая музыкальная река, питавшая всех нас в юные ленинградские годы.

    Я поведал о своей работе с молодёжью на юге страны, о сохранении и развитии традиций, впервые заложенных нами в СССР в 60-тидесятые годы. И как-то сам собой возник вопрос, который я выношу в заголовок моей следующей статьи:

 

ВИА – ретро или современность?

 

    Вокально-инструментальный ансамбль… Что это такое, где и когда зародился, кто был первым на Западе, у нас в СССР – эти вопросы нередко задают себе юные музыканты и любители данного музыкального направления. Давайте поговорим на эту тему.

    Само понятие «Вокально-инструментальный ансамбль» определённо указывает на то, что музыканты являются музыкантами-инструменталистами - играют в ансамбле на каком-то музыкальном инструменте и одновременно используют свой талант вокалиста, то есть, поют. В инструментальном ансамбле играть должны, безусловно, все участники музыкального коллектива, а принадлежность к ВИА (впервые в СССР это понятие было введено нами в 1966 году, об этом было сказано в моих заметках «История создания ВИА «Авангард» (via-avangard.narod2.ru) определяется пением лишь части музыкантов - петь могут не все, а наиболее к этому устремлённые и способные.

    Иной вариант ансамбля, с которым зачастую путают определение ВИА – это инструментальная группа и отдельно вокальная, участники которой ни на чём не играют, да и не умеют играть, как можно догадаться (отдельного вокалиста с ансамблем мы, естественно, вообще не рассматриваем). Безусловно, это не ВИА, а просто вокальная группа с аккомпанирующим ансамблем. Поменяйте здесь любой из составляющих компонентов и даже исполнителей в них, что зачастую происходит, и ничего не изменится. Более того, вокальная группа нынче с удовольствием избавляется от аккомпаниаторов и поёт «под фанеру», иначе это называется «под минус» - записанную на студии фонограмму без голоса. Это более рентабельно, повышается мобильность коллектива, не надо напрягаться, возить массу музыкальной аппаратуры и инструментов. Проще говоря, это намного дешевле, а значит - и выгодней материально как для продюсера, так и для самих участников ансамбля. Можно возить с собой только саму запись на каком-либо компактном носителе и костюмчики, которые нынче весьма легки и необременительны. Но, как у нас нередко бывает, мы повсеместно на концертах слышим полную фонограмму, так называемый «плюс», соответственно, – фонограмму с записанным голосом. Вот это и является чистой «фанерой», как её принято называть в народе.

    Что в этих случаях происходит на эстраде? На сцену могут выходить какие угодно исполнители, и, синхронно открывая рот перед выключенным микрофоном, изображать поющих вокалистов. Более того, – они одновременно могут изображать и игру на гитарах, синтезаторе, ударных… да и вообще могут не уметь ни петь, ни играть, а быть простыми имитаторами, проще говоря, клоунами, хоть и не цирковыми.

    Что это – обман, надувательство доверчивой публики или некая новая реальность, порождённая современной погоней за добыванием денег любыми способами. Определённо – последнее. И делается это с попустительства таких же охочих до денег продюсеров, владельцев концертных площадок, рекламодателей, СМИ… Им, что называется, «по барабану»: товар подготовлен, обёрнут в красивую бумажку, дёргает ножками, крутит ручками, виляет попами – получайте и радуйтесь. И что самое поразительное, народ это принимает и кушает с удовольствием!

    Это и есть современный шоу-бизнес, где погоня за деньгами стирает все рамки сценического приличия. Но мы убеждены, что люди должны получать только натуральный продукт в его истинном виде и содержании, а не суррогат или подделку, красиво обёрнутую, блестящую и пёстро раскрашенную или наоборот – максимально оголённую.

    Так называемые группы, которые мы зачастую видим на сцене, - никакие не ВИА, я бы назвал их точнее – оголённые и раскрашенные марионетки, просто какие-то «поющие трусы». И, как итог, в стране вся нормальная популярная музыка (ведь и «Битлз», «Роллинг Стоунз» и другие – это тоже поп-музыка) из поп-музыки превратилась в попсу, как её уничижительно сразу стали называть в народе - музыку поп! И ничего другого здесь просто нет.

    В вокально-инструментальном ансамбле живёт душа его творчества и исполняемой им музыки – в большинстве своём собственной, оригинальной. Здесь всё настолько переплетено и взаимосвязано, что не может существовать одно без другого по отдельности.

    На концертах вся музыка исполняется всегда по-честному – вживую! Для этого создаётся (иногда общими совместными усилиями музыкантов), пишется и репетируется совершенно конкретная аранжировка, точно рассчитанная на определённые инструменты и исполнителей, которые существуют в ансамбле. Не предполагаются последующие изменения и перестановки музыкальных партий в коллективе по целому ряду условий его специфики и возможностей отдельных музыкантов, ведь одновременно музыканты играют, а часть из них поёт! Это и есть истинный Вокально-Инструментальный Ансамбль! Коротко – ВИА. Здесь каждый музыкант и солист – фигуры значимые, уникальные, и возможность их замены или вообще ухода из ансамбля предполагает срочное прерывание гастролей и поиски равноценной замены по аналогичным профессиональным и творческим характеристикам, что иногда не удаётся сделать в полной мере.

    Если мы посмотрим вглубь музыкальных времён, в эпоху зарождавшегося в Америке джаза, а далее - и рок-н-ролла, то увидим целую плеяду исполнителей с мировой известностью, которые были: солистами-гитаристами (Чак Бэрри, Элвис Пресли), инструменталистами-вокалистами (Луи Армстронг – труба/вокал, Рэй Чарльз – фортепиано/вокал), вокально-инструментальными ансамблями («Битлз»). Кстати, «Битлз» – это, по нашим отечественным понятиям, вокально-инструментальный ансамбль в чистом виде, все его участники одновременно инструменталисты и вокалисты, в том или ином объёме и качестве.

 

 

 

Вокально-инструментальный ансамбль «The Beatles»

 

    Могу с определённой уверенностью сказать, что именно эта новая музыкальная волна из Англии, на гребне которой были «The Beatles», и была той энергией и фундаментом, на котором возникли наши отечественные (да, пожалуй, и тысячи других во всём мире) гитарные группы, которые именно в СССР получили аббревиатуру ВИА – Вокально-инструментальные ансамбли. 

    И нам даже в кошмарном сне не может присниться, что «Битлз» перед аудиторией выходят на сцену и поют и играют «под фанеру»! И это не из-за невозможности тогдашней технической неоснащённости - всё можно было студийно записать и просто открывать рот под работающий магнитофон, но так в мире не принято.

    А у нас? У нас появляется изобретение, что можно с горечью констатировать, наших отечественных шоу-бизнесменов и их пособников, изображать, заметьте не исполнять, а именно изображать - делать своё шоу «под фанеру»! И никаких проблем, у них, по крайней мере. Но ведь это нечестно, так быть не должно - это профанация и обман. Если на телевидении это связано зачастую с производственной необходимостью и стремлением выдать в эфир наилучшее качество, то на сцене, во время живого концерта публика должна быть сопричастна с великим таинством творения музыки, которая рождается именно сейчас, сиюминутно, и идёт от сердца к сердцу, завораживая, околдовывая и поглощая нас целиком. Это и есть истинное и единственное правило для людей, выходящих для публики на сцену – живое общение и сопричастность!

    Думаю, что не везде в нашей стране происходит подобное. Для изменения ситуации отдают свои силы и работают многие, не согласные с данным положением творческие люди. В частности, я, занимаясь нынче на юге России с юными ребятами, стараюсь передать им свой опыт и привить любовь и уважение к живому исполнению музыки. Конечно, мы используем все современные достижения и технологии, созданные для музыкального творчества: современные инструменты, радиосистемы передачи звука и контроля, мониторы, наушники, компьютеры, репетиционную запись и съёмку, прослушивание и просмотр материала, и многое другое. Но это определённо используется в подготовительных, учебных, репетиционных целях для наиболее полного и глубокого контроля, наглядности, сиюминутного корректирования и исправления неточностей, промахов и ошибок. Безусловно, это намного быстрее приносит свои плоды и позволяет собирать урожай более обильный и ранний, чем мы в своё время имели в прошлом. Отсюда и результат.

    Набрав без особого ограничения (его просто не было – брали всех, кто пришёл) ребят 14 – 16 лет, и, начав занятия в октябре прошлого года, мы к маю нынешнего года, кроме прочего, имели полный ВИА с багажом из 30 музыкальных произведений, среди которых звучали песни «Битлз», отечественных композиторов, групп и солистов, собственные произведения и даже целый блок из 6 песен, посвящённых победе нашего народа в Великой Отечественной войне.

    В связи с этим могу выразить уверенность, что будущее нашей эстрадной и её самого шумного и беспокойного крыла – популярной музыки уверенно развивается. И, в конечном результате, мы снова будем слышать со сцены настоящее, живое исполнение любимых и новых мелодий и песен. Музыка войдёт в наши сердца одновременно с моментом её рождения на сцене музыкантами и будет по-достоинству, без стеснения, носить своё прежнее доброе имя: поп-музыка - популярная музыка, а не музыка поп, что имеет, как все мы определённо знаем, несколько иной смысл.

    И одними из тех, кто дарит и будет дарить эту радость творчества и живой сопричастности, являются нынешние и будущие Вокально-инструментальные ансамбли.

 

 

ВИА «Дивноморье», село Дивноморское, курорт Геленджик.

 

    Посмотрите на них, загляните в их озорные искрящиеся глаза, и вы увидите живой блеск и сияние той бесконечно дорогой и любимой нами царицы, что правит их миром, имя которой -  Музыка! Потому что ВИА и сейчас, через 46 лет, – это наша объективная реальность.

 

ВИА – это современность!

 

 

VIA FOREVER!!!

  

Александр Петренко






 

Конструктор сайтов - uCoz