…олёте мы летели из Сангар в Батагай

 

    В этих далёких северных краях мы попадаем в посёлок оленеводов. Нас привозят в длинный деревянный барак, оборудованный под клуб, где мы начинаем готовиться к концерту. Температура в зале близка, вероятно, к нулю, так что публика сидит, плотно укутавшись в оленьи тулупы, мы тоже поддеваем под концертные костюмы что-нибудь  потеплее – уже приноровились.

    Концерт начался, и после первых же номеров начинаем недоумённо переглядываться – мы не слышим ни одного хлопка. Публика - а это были местные якутские жители-оленеводы - вообще никак не реагирует на наше выступление. Продолжаем работать. В антракте обсуждаем странную для нас ситуацию, с которой столкнулись впервые в жизни. Может, у них так принято, но, скорее всего, они плохо понимают русский язык и не реагируют не только на песни, но и на репризы и шутки наших всегда смешивших зал ведущих. Решаем работать, не смущаясь данными обстоятельствами. Идёт второе отделение – результат тот же. И вдруг, в начале нашего финального «западного» блока, который начинался песней «Битлз» «Can't Buy Me Love», зал взорвался шквалом оваций. Весь концерт закончился под бурю аплодисментов.

    Что почувствовали якутские аборигены в этой музыке, что всколыхнуло их эмоции? Ведь они даже не слышали само название группы «The Beatles», плохо понимали русский язык, не говоря уж об английском. Для меня сия тайна не раскрыта до сих пор. А может это великая сила музыки Великого Квартета, изменившая музыкальный мир планеты, в том числе и нас, и с нами дошедшая сюда – в дальний Якутский посёлок оленеводов. Кто знает…

 

    Мы проехали (скорее, пролетели - основным транспортом были самолёты) Сибирь, Якутию, Дальний Восток, весь Сахалин – от Южно-Сахалинска до Охи на севере острова, и обратно на юг, до порта Корсаков. Побывали на золотых приисках Алдана, алмазных трубках Якутии в посёлке Мирный, где мёрзли в 60-градусные морозы (в небольшой гостинице ночью замерзала вода в стакане). В Южно-Сахалинске трое суток сидели в гостинице без еды, воды и света, а тайфун, бушевавший над островом, завалил город снегом до второго этажа. Летали на вертолёте в рыболовецкие колхозы, где нас одарили таким количеством красной икры и рыбы, что еле увезли.

    Бывали удивительные встречи, события, концерты. Эта поездка – целый роман, в котором, при возвращении после гастролей в Ленинград, ночным рейсом на реактивном Ту-104 (я летел без ребят – они улетели в Читу за зарплатой) у самолёта загорается правая турбина (а их всего две), и мы почти падаем в Челябинске, не дотянув до главной полосы, выпрыгиваем из самолёта без трапа в снег, проваливаясь в него по грудь, и изо всех сил пытаемся отползти подальше, опасаясь взрыва.

    Но эти истории, которых очень много, могут составить целую книжку, а это не входит в мои планы, и я вынужден здесь прервать свою, что-то, уж, слишком обширную, главу, описывающую нашу гастрольную жизнь и приключения.

 

    По возвращении в Донецк, после недолгого отпуска мы выезжаем на гастроли через Украину на юг, к Чёрному морю.

 

Уход из коллектива Игоря

 

    В 1970 году осенью коллектив оставляет мой брат и руководитель всей программы – Игорь Петренко. Впоследствии он создаст в Ленинграде очень яркий, интересный коллектив «Диско», и в этом я буду ему помогать.

 

 

Первый состав оркестра «Диско» - Игорь в центре, я справа с саксофоном

 

    Наступает момент принятия очень важного следующего шага. Уже давно используя в своих выступлениях духовые инструменты, мы решаем создать в ансамбле постоянную брасс-группу (медную духовую) и приглашаем наших знакомых и друзей из Ленинграда. Славу Янса – крепкого трубача и импровизатора, знакомого ещё с наших детских времён посещения программ оркестра Иосифа Вайнштейна. Со Славой я побывал на джазовом фестивале в Тарту в составе джаз-квартета, где играл на вэлв-тромбоне, и знал его хорошо. Сашу Морозова – блестящего тромбониста-импровизатора с умопомрачительной техникой и фантастическим звуком; с Сашей я сдружился в оркестре Вайнштейна. Севу Левенштейна – тенориста из того же оркестра. С такой духовой группой мы смогли делать аранжировки в самых передовых направлениях. А на гастрольных сейшенах с ансамблями, имеющими «дудки», равных нам не было.

    Но вот на Сахалине уходит Слава Янса (он явно не выдерживает нашего плотного графика и темпа работы), и мы приглашаем трубача Георгия Чикова, на органе у нас начинает играть питерский приятель Володя Шафранов.

    После ухода Игоря Петренко становится вакантным место руководителя программы. Из нас никто не хочет брать дополнительную административную нагрузку на себя, и мы предлагаем её Севе, на что он соглашается. Всеволод всегда любил поговорить, был аккуратным и исполнительным и вписался в административную должность руководителя очень хорошо.

    В Читинской филармонии у нас побывало несколько солистов-певцов: Баадури Кипиани, Борис Суетников, Юрий Закатов, Лина Стачинская, Юлия Кулиговская, Светлана Плотникова и Юрий Антонов. С его песни «Песня о добрых молодцах» мы всегда начинали свою программу.

 

  Стремление вперёд – ведь мы родом из «Авангарда»

 

    Во все времена нашей самодеятельной и гастрольной жизни я стремился двигать коллектив вперёд по карьерной лестнице, и в читинские времена это проявилось в следующих моментах.

    Во время гастролей в Москве я договариваюсь с руководством Московского Мюзик Холла на просмотр нашей группы. Мы вчетвером приезжаем к ним утром на репетицию и прямо с ходу в концертных костюмах показываем на сцене несколько песен. Нас приветствуют и поздравляют артисты и руководство, и мы понимаем, что получили приглашение на работу. А когда возвращаемся в гостиницу «Россия» (которой уже нет), нас у входа встречает наш родной администратор – ему уже доложили какие-то доброхоты - и разражается грандиозный скандал!

    Здесь уместно будет сказать несколько слов о нашем администраторе - Григории Яковлевиче Гильбо. С первых дней ухода из оркестра И.В. Вайншейна в Читинскую филармонию мы заключили с ним рабочий договор. Именно он управлял всеми финансовыми делами коллектива и планировал наши гастроли, заранее их согласовывая с нами. Наше прослушивание в Мюзик Холле автоматически разрушало все его планы и исключало его из дальнейшей жизни ансамбля. На это Яковлевич пойти не мог. После скандала он нас срочно увозит из Москвы на юг, и на этом всё заканчивается, а я становлюсь для него опасным звеном в коллективе.

    Но жизнь идёт, и в начале 1970 года мы узнаём о готовящемся в Москве Четвёртом Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Мы давно созрели для участия в подобном мероприятии. Событий такого уровня не было в стране 12 лет с 1958 года. Показаться здесь означало для нас безусловный взлёт и известность на всю страну! Я это прекрасно понимал и предложил ребятам участвовать. Но Григорий Яковлевич был на стороже – он не пустил нас в Москву, и ребята спасовали. А именно там появились и засверкали впервые «Песняры», Лев Лещенко, Евгений Петросян и многие другие, а мы пролетели «как фанера над Парижем».

 

Позднее прозрение и возвращение домой

 

    Я понял, что эта полная зависимость будет длиться до неизвестного предела, и решаю оставить ансамбль, у которого крадут его будущее.

    1 января 1971 года я ухожу из ВИА «Добры молодцы». Ребята остаются и, всё же, переходят в Росконцерт и работают от Москвы.


 

1971 год, ВИА «Добры молодцы» в Росконцерте: Георгий Чиков - труба, Александр Морозов - тромбон, Евгений Маймистов – ударные/вокал, Юрий Антонов – вокал, Владимир Антипин – бас-гитара/вокал, Всеволод Левенштейн – тенор саксофон, Борис Самыгин – электрогитара/вокал, Владимир Шафранов – клавишные.

 

    Но и здесь у них настаёт свой предел, причиной которому становится всё та же административная зависимость и неурядицы в этих взаимоотношениях.

    Последний концерт, в котором принимают участие отцы-основатели ансамбля, состоялся 13 января 1975 года в московском Театре эстрады. После этой даты все ленинградцы покидают Москву, которая административным давлением оставляет у себя наше афишное название - ВИА «Добры молодцы».

    Володя Антипин сотоварищи не стали сопротивляться и бороться за своё исконное сценическое имя, и с миром уезжают домой, в Ленинград. А то, что осталось в Москве, подхватывает Анатолий Киселёв и становится у штурвала уже московского ВИА «Добры молодцы».

 

    Именно так выглядит НАСТОЯЩАЯ история создания Вокально-инструментального ансамбля «Добры молодцы» - от истоков своих бит/рок-группа «Авангард»/ВИА «Авангард».

 

Эпилог

 

    Вот и закончил я повествование о ярких и прекрасных днях своей юности… Днях, насыщенных живыми отношениями, искренней дружбой, бескомпромиссной преданностью, большой любовью и всем тем дорогим и непреходящим, что составляет великую истину нашего мира, имя которой – ЖИЗНЬ!

    Я очень рад, что через столько лет состоялась эта наша новая встреча! Приветствую всех, кто знает, помнит и любит наш ансамбль. 3 мая 2013 года - первому в СССР официальному Вокально-инструментальному ансамблю исполнится 47 лет, а нашей группе «Авангард» полвека!!!

 

Добра вам, Любви, Удачи и Счастья!

 

 

 

    Александр Сергеевич Петренко – основатель бит/рок-группы «Авангард» (1963 – 1966 годы), в дальнейшем -  ВИА «Авангард» (1966 – 1968 годы), ВИА «Добры молодцы» (1968 – 1971 годы), профессиональный музыкант, аранжировщик, композитор, педагог.

 

Июль 2012 года


 

 

 

Конструктор сайтов - uCoz